С Леной Захаровой нас связывает многолетняя дружба. Началом для нее
послужил нашумевший спектакль Сергея Виноградова «Набоков. Машенька». В
те годы Лена была еще мало известна широкому зрителю, но время и слава
не испортили ее. Она все та же принцесса в ультра-синем платье...
-Ты закончила Щукинское училище. Чем ты покорила приемную комиссию?
Не знаю. Я бы не говорила «покорила». Но я помню то, что у меня было
сильное желание поступить. Я же поступила практически во многие вузы
при том, что я поступала сама, я не из актерской семьи. Со мной никто
как-то не занимался, никому не звонил и не говорил: «Вот обратите
внимание». Это было абсолютно честно, искренне. Если человек чего-то
очень сильно хочет, то вся вселенная ему помогает. Я не думаю, что
производила очень сильное впечатление, но помимо моей программы,
которую я читала, я спела песенку про медведей. Тогда я не занималась
еще вокалом. Ну, просто пела, как слышала. Естественно, пела мимо нот.
Я помню, что когда поступала в ГИТИС, люди смеялись просто как-то
необыкновенно. Но вообще я вспоминаю об этом периоде в моей жизни,
когда я заканчивала школу, поступала… Мне кажется, уже на второй раз
мне бы не хватило уже столько энергии, чтобы поступить. Если бы меня не
взяли в тот год… не знаю, смогла бы я вот так второй раз собраться. Я
бы была на грани отчаяния.
-Так ты поступила сразу в несколько вузов, а потом Щуку выбрала или как?
Ну, так получилось. Знаешь, там как. Сложно было выбирать, потому что
документы можно только в один вуз подавать. Поэтому… Ну да. Вот ты
дошел до конкурса, потом должен уже определяться. Но мне всегда
хотелось в Щуке учиться, там очень хорошая школа, действительно хорошая
школа.
-А почему ты решила стать актрисой?
Во-первых, я очень любила быть – я же танцевала с десяти лет – на
сцене. Я это хорошо помню, как я представляла себе, как быть дальше.
Ведь в ансамбле ты до 16 лет, пока школу не кончишь, потом я вдруг
поняла в тот момент, что мне очень нравится быть на сцене, нравится
танцевать, играть. Я думала, это что, получается, что я в 16-то лет и
все что ль, ухожу со сцены? И вот эта мысль видимо стала еще таким
толчком. В детстве мне говорили, что я актриса, что во мне есть
артистичность. Я что-то устраивала. Когда мы в лесу отдыхали, на
Валдае, я помню, что я всех во что-то организовывала, как режиссер. Мы
играли в какие-то детские игры, и мы продавали билеты, естественно, не
за деньги. То конфеты дадут, то еще что-то. Ну, дети… При этом я
человек все-таки застенчивый, мне кажется. Моя мечта – это то место,
где можно отбросить что-то. Это легче – быть другим человеком, чем быть
собой. Иногда мне кажется, что просто стоять на сцене, просто когда ты
выходишь не как актер, ну как актриса, но ты не играешь что-то, а
объявляешь, кому-то приз вручаешь – я волнуюсь так, как я не волнуюсь,
когда играю. И моя мечта, цель – быть самой собой, говорить от себя, не
от персонажа. Я просто хочу сказать, что во мне осталась все-таки
какая-то застенчивость.
-Не знаю, на сцене что-то такое не заметно.
Ну естественно. Я поэтому и говорю. А с другой стороны, когда я вручала
какую-то премию, мне кажется, что я так волновалась. Я чувствовала, что
у меня даже платье дрожало. Листочек так уверенно держала за спиной, а
внутри прямо какой-то заяц проступает или что это, я не знаю.
-Как ты относишься к тому, что сейчас в прессе обсуждают личную жизнь актеров?
Это личное дело каждого. Кто-то хочет свою жизнь выносить на обсуждение, а кто-то ее не выносит и…
-Но всегда что-то пишут какие-то слухи, сплетни.
Ну да… Я просто такой человек, что всегда узнаю все последней. Если про
меня что-то пишут, то я об этом узнаю последней. Не знаю. Кто-то хочет
на этом сделать себе дополнительный пиар. Я всегда все-таки тянулась к
каким-то, как мне кажется, ценностям выше, чем пиар. Я просто работала,
я жила. Вот мне звонят, предлагают, я соглашаюсь, даю интервью. Не
звонят, я для этого ничего не предпринимаю. Потому что я помню, что
были периоды, когда обо мне очень много писали, выходило несколько
обложек подряд. Я помню, что даже кто-то из актрис меня спросил:
«Почему так?». В общем, была какая-то зависть и недоброжелательность.
Наивно тяжело переживать чей-то успех. Но я так себя воспитываю… Меня,
наверно, правильно так воспитали родители, я никому никогда не завидую.
Понятно, что есть люди, которые столько достигли в этой жизни. Но,
переживать, мягко говоря, как-то… Ну, бывает так, что я бы могла вот
эту роль сыграть, я мечтала об этой роли. Иногда, наоборот, о какой-то
роли мечтаешь, а потом ее сыграла другая актриса и она тоже это здорово
сделала. Мне кажется, так легче просто.
-Когда, допустим, ты даешь интервью, ты потом проверяешь, что что-то говорила, а публикуют совершенно другое.
Да, бывает такое, конечно. Я читаю. Обычно обещают, что «мы заверим»,
но несколько раз было, что «ой, извините» или еще что-то. Я говорю: «А
что тут такое? Я же так не говорила».
«А так смешнее»!
«А что, все идиоты, а вы нет».
«А так смешнее, надо немножечко разбавить».
Т.е. такие слова, которые я вообще не говорю, ну вот вообще. Я читаю,
но это не я, не мои мысли. Еще знаешь, бывает такое, что пишут под
себя, пишут, чем подоступней и посмешнее, чем тупее, тем как бы веселее
кажется. Но публика-то не дура, я всегда это говорю. Режиссеры так
некоторые ставят, чтоб посмешнее. Это, конечно, не мой принцип жизни.
-Знаешь ли ты, что нужно сегодня зрителям от искусства?
У меня ощущение, что основная масса зрителей ходит на комедии, причем
на комедии не всегда каких-то великих писателей, не всегда хорошего
уровня. Я сама помню, что была несколько раз в театре, попадала на
какие-то антрепризные спектакли, когда зал умирал от хохота. А я
сидела, и мне с каждой минутой становилось все страшнее и страшнее.
Думала: «Ну если так, тогда для чего вообще артисты учатся в
театральных вузах». Тогда ты вообще думаешь, а зачем же эти люди живут.
Но с другой стороны я понимаю, что рядовой зритель, скажем так, не
человек, связанный с искусством, работяга, хочет отдохнуть после
работы. Женщины вытаскивают мужей. Мужчины, чтобы сами пошли в театр,
это, наверно, я не знаю, это несколько таких на всю страну. Поэтому им
не хочется какой-то трагедии, не хочется думать, а хочется просто
расслабиться, смеяться, улыбаться, но не надо забывать, что и трагедия,
настоящая, хорошо сделанная трагедия (я очень люблю Шекспира), она
служит очищению через слезы. Человек очищается и отдыхает. Людям,
которые относятся к искусству серьезно, надо о чем-то задумываться. Вот
я люблю, когда во мне спектакль что-то изменил. Если спектакль что-то
сказал новое человеку или в чем-то помог, потому что бывает, что
услышав какие-то слова, ты понимаешь, что, слава богу, есть такой
спектакль, что люди какие-то нюансы испытывают, которые помогают в
жизни. Это прекрасно.
-А какого ты зрителя ценишь?
Как понять: ценишь – не ценишь? Конечно, хочется, чтобы люди думали и все-таки отличали хорошие спектакли от плохих.
-Чтобы у них был вкус?
Мне кажется, я все равно верю, что есть вкус. Просто иногда люди смеются, а я спрашиваю: «Вам понравился спектакль?».
«Да нет».
«А почему вы смеялись».
«Да просто, смешно было».
Нет, я считаю, что Москва очень театральный город и прекрасно, что
столько людей ходит в театр. Я в основном в своей жизни всегда играла с
полными залами. Редко, было иногда, когда даже хорошие спектакли шли,
было мало людей. Бывает, что нет рекламы. К сожалению… «Романтиков»
Ростана играли, я помню, на Лесной, ну вообще никак не рекламировали
спектакль. Естественно, там было 20 человек в зале.
-Кошмар.
Абсолютный. Висит афиша, даже не с торца, а где-то внутри. Это надо
было идти мимо здания, заглянуть и сказать: «А, спектакль». Ну, это не
наше время. Сейчас все равно люди реагируют на рекламу, и каждый раз
реакция самая разная. Бывают спектакли, когда вначале как-то мало
людей, и, тем не менее, быстро распространяется.
-Я вот тоже всегда советую.
Это, кстати, лучшая реклама.
-Хорошо. О зрителе мы поговорили. А что ты думаешь о современном театре?
Я думаю, что театр – это отражение общества, прежде всего. Он не может
быть таким, какой он был лет двадцать назад. Театр развивается, нам
привозят новые спектакли из других стран, проходит много фестивалей. Я
очень люблю Чеховский фестиваль. Мне кажется, что театр сейчас очень
интересно развивается, и это прекрасно. Появились такие талантливые
режиссеры, как Кирилл Серебренников, Нина Чусова, Оля Субботина,
Владимир Агеев… Такое поколение, которое, я думаю, уже вошло в историю
театра. Конечно, будет еще кто-то появляться… Единственно, что… Я люблю
современные спектакли, но не люблю, когда уж совсем авангард-авангард.
Я все-таки люблю, чтобы за режиссурой не терялись актеры, чтобы их было
видно, им было, что играть. Для меня любимый режиссер - Некрошюс. Его
спектакли для меня – абсолютное совершенство, и я стараюсь не
пропускать его новые работы.
-У тебя не бывает ощущения того, что любой режиссер или продюсер - ваш хозяин?
Нет, у меня такого ощущения нет. У меня хозяина нет. Я сама себе
хозяин. Вообще, я очень свободолюбивый человек, не люблю, когда на меня
начинают давить, как-то пытаться поработить… Но я и не упрямица. Я
прислушиваюсь к чужому мнению тоже, если человек для меня - большой
авторитет. Нет такого, что я всегда права. Я не такая совершенно.
Наоборот, мне всегда интересно чужое мнение.
-Но ты можешь вступить в полемику?
Конечно. Если я согласна, я выполняю. Если понимаю, что это интересное
предложение. Но если нет, то я буду спорить. Но я не просто говорю:
«Это плохо». Я аргументирую свою точку зрения, говорю, что «мне
кажется, что можно так попробовать».
-И бывает, что к твоему мнению прислушиваются?
Да. Например, на репетиции «Рококо».
-Почему эротические сцены в театре редко удаются?
Мне кажется, таких сцен вообще редко можно увидеть в театре. Я бы не
сказала, что редко удается. Мне кажется, в кино не всегда удаются. А в
театре наоборот могут быть очень чувственные сцены.
-А в «Скользящей Люче» тебе нравится, как сделали?
Да. Это вообще очень хороший спектакль. Очень талантливые артисты и режиссер.
-Давай теперь о кино поговорим. Фильм «Вернуть Веру». Вокруг него не только у нас на сайте разгорелась острая полемика.
Острая? А что пишут?
-Нет равнодушных. Либо нравится, либо нет.
Почему не нравится?
-В основном, конечно, техническая сторона. У многих возникла масса
замечаний по поводу катания. Некоторые расценили фильм, как
«мини-сериал».